Санкт-Петербург, канал Грибоедова, 9

Писательский дом

наб. канала Грибоедова, 9

Писательский дом

Сегодня в доме звучит голос воспоминаний о славной литературной истории, культурный след изучают современники, а музей собирает свидетельства настоящей уникальности дома.

История дома на канале Грибоедова, 9

На карте города этот дом (арх. Луиджи Руска, А. К. Буржуа), построенный в начале XIX в., входит в зону шедевров архитектуры и искусства, именуемую «золотым треугольником» Петербурга. Три его корпуса образуют букву «П», поэтому он имеет три адреса: «М. Конюшенная, 4»; «Чебоксарский пер., 2» и «наб. канала Грибоедова, 9».
1828 год
К началу XIX века на Малой Конюшенной улице выстроили двухэтажный дом для Придворной конюшенной конторы.
К середине XIX века он был уже трехэтажным и входил в комплекс соединенных арками зданий, вытянувшихся вдоль Екатерининского канала (арх. А.К. Буржуа). На первом этаже дома находились сараи для экипажей, а на втором и третьем — жилые покои для служителей и офицеров Конюшенного ведомства.
1882 год
С 1882 года в квартирах дома разместились семьи музыкантов Придворного музыкантского хора, созданного по указу Александра III. В этот коллектив, с 1897 года называвшийся Придворным оркестром, набирались музыканты из упраздненных музыкантских хоров Кавалергардского и лейб-гвардейского Конного полков.
1900 год
В 1900 году на первом этаже дома, в репетиционной зале оркестра, по инициативе Штакельберга открылся музей музыкальных инструментов, который считался крупнейшим в Европе по числу редких экспонатов. Музей назвали в честь Александра III, известного ценителя музыки, умевшего играть на валторне, кларнете и тубе. Здесь демонстрировалась скрипка Страдивари Александра I.
1913 год
Придворный оркестр, которым руководил барон Константин Карлович Штакельберг , обслуживал дворцовые церемонии и праздники. Главной задачей оркестра являлась игра во дворцах в «высочайшем присутствии».
Всего в Доме Придворного оркестра было 83 квартиры, многие из которых были одно- или двухкомнатными «при кухнях».
Изначально этот уникальный дом был предназначен для Придворной конюшенной конторы, затем был передан для размещения семей Придворного оркестра. В 1934 году дом вырос на 2 этажа. Появилась надстройка, предназначенная для кооператива Союза писателей.
В декабре 1934 года, 87 лет назад, известнейшие в Советском Союзе писатели, поэты, сценаристы и актеры стали новоселами старинного дома на канале Грибоедова, 9.

Самую шикарную пятикомнатную квартиру на 4 этаже занял Михаил Зощенко. Рядом с ним проживал поэт Борис Корнилов, автор текста знаменитой песни «Нас утро встречает прохладой», выше поселился Вениамин Каверин, написавший в этом доме первую часть книги «Два капитана». Евгений Шварц въехал в самую маленькую квартиру Писательского дома, в которой закономерно родилась знаменитая фраза из не менее знаменитого киносценария «Золушка»: «Королевство маловато, разгуляться негде!». В доме жил также автор исторического романа об эпохе Петра I «Россия молодая» Юрий Герман. По его повестям и рассказам поставлены кинофильмы его сына, режиссера А. Германа «Проверка на дорогах» и «Мой друг Иван Лапшин», «Торпедоносцы», «Дорогой мой человек», сериал«Россия молодая».

Здесь жили Николай Олейников, Михаил Козаков, Николай Заболоцкий, Всеволод Рождественский, Ольга Форш, Борис Томашевский, Николай Сладков, Николай Браун, Виссарион Саянов, Сергей Филиппов, Александр Житинский, Юрий Рытхэу, Михаил и Сергей Слонимские и многие другие – более 130 знаменитых имен вошло в историю Дома, на котором установлено пять мемориальных досок писателям. Яркий след в истории «Писательского недоскреба» оставили знаменитые гости знаменитых хозяев – Александр Введенский, Даниил Хармс, Анатолий Мариенгоф, Анна Ахматова, Иосиф Бродский, Дмитрий Шостакович, Святослав Рихтер, Николай Акимов, Янина Жеймо и многие другие.

История дома включает и тяжелые страницы времен репрессий, массовых чисток «неблагонадежной» интеллигенции, одним из рассадников которой считался, конечно, «Писательский недоскреб». Война мобилизовала силы и талант писателей Ленинграда, они взялись за свое оружие – перо, и создали идеологию противостояния изможденного города, идеологию героической защиты Ленинграда, сражающейся против захватчиков родины. Многие писатели ушли на фронт и стали военными корреспондентами. Их имена сегодня звучат примером героизма и хорошей литературы.